Пенсионные деньги: поможет ли страховка?
Трегуб Александр Яковлевич
Советник председателя правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР)
|
Скоро Пенсионный фонд России (ПФР) должен начать перевод средств пенсионных накоплений граждан управляющим компаниям (УК). Позволят ли установленные законодательством требования обеспечить полноценную страховую защиту пенсионной системы?
Действующие сегодня требования - не больше чем паллиатив. Они не учитывают мировой опыт, не соответствуют мировой практике и вряд ли смогут обеспечить надежную страховую защиту пенсионных накоплений. Чтобы убедиться в этом, давайте поставим вопрос несколько иначе: "Все ли инфраструктурные единицы, вовлеченные в процесс инвестирования, одинаково рискозащищены?"
Мне представляется, что наибольшие риски несут вовсе не управляющие компании и спецдепозитарий, а Пенсионный фонд России.
Ведь, во-первых, ПФР - это мощный процессинговый центр, в который стекаются все финансовые и документарные потоки от огромного количества организаций и частных лиц.
Во-вторых, профучастники рынка ценных бумаг прошли процедуру лицензирования, следовательно, имеют - или должны иметь - аттестованный персонал, службу внутреннего контроля и риск-менеджмента, сертифицированное программное обеспечение и т.п. А ПФР - это госучреждение, которое от всего этого "избавлено". Оно абсолютно "непрозрачно". Таким образом, то, насколько все его внутренние процессы и технологии защищены от рисков, никому не известно. Так что законодателю при работе над законом "Об инвестировании накопительной части трудовой пенсии в РФ" следовало бы в первую очередь вводить обязательные нормы страхования именно для ПФР.
Есть и другие организации, подверженные рискам. Например, работодатель, перечисляющий за будущего пенсионера взносы в ПФР; почта, рассылающая извещения; трансфер-агенты, занимающиеся удостоверением подписей. Но об их защите в законодательстве не говорится ничего.
Вернемся к страхованию управляющих компаний и специализированного депозитария. Обратим внимание на то, что требования к страхованию и УК, и спецдепозитария совпадают - а ведь они выполняют совершенно разные функции и имеют разные системы рисков. Наиболее значимое различие состоит в том, что УК занимается инвестированием, а спецдепозитарий обеспечивает хранение и контроль. Таким образом, и страховые продукты для них должны быть разными.
Кроме того, если исходить из мирового опыта, то и страховые суммы, и страховые тарифы будут выглядеть явно завышенными. Они не соответствуют рискам УК и спецдепозитария и явно обременительны для большинства операторов рынка.
Очень важно, что пенсионное законодательство ограничило возможности аффилированности страховщика и страхователя. Однако упущен возможный конфликт интересов, когда страховщик или страховой пул страхуют и управляющего, и спецдепозитарий. В этом случае не понятно, как разрешится ситуация при наступлении ответственности спецдепозитария перед управляющей компанией.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что страховые нормы, установленные пенсионным законодательством, нуждаются в серьезном расширении и корректировке.